Регата Кубок Америки
Как ни странно, но старейшее международное спортивное соревнование доступно именно яхтсменам, а не футболистам или олимпийцам. И это при том, что парусный спорт не является самым популярным видом. Да-да, именно парусные гонки Кубка Америки носят звание старейшего соревнования!
Самая престижная регата
«America's Cup» или Кубком Америки называется самая престижная регата во всем мире. Основано данное соревнование ранее на 2 десятилетия футбольного Кубка Англии и на целых 45 лет ранее первых Олимпийских игр современности. Название положено в честь шхуны «Америка», что умудрилась победить в солидной английской регате 1851 года.
Сам трофейный кубок был отлит в 1848 г. и представляет собой бездонный кувшин, на котором стоит гравюра имен всех яхт-победителей. Существует легенда, что дна в кувшине нет по требованию королевы Англии Виктории, которая не хотела, чтобы он был осквернен питьем. Материалом стал особый британский сплав из сурьмы, меди и олова, сверху покрытый серебром. В 1958 г. и 2003 г. в кубке были добавлены основания, чтобы вместить новых победителей. В 1997 г. кубок был изуродован кувалдой некого вандала и восстановлен бесплатно английскими мастерами.
Небольшой экскурс в историю
В далеком 1851 году английской королевой была организована регата, главным призом которой был легендарный кубок, сделанный из «британского металла». Участниками были представители британского парусного флота и несколько гостей из зарубежья. Местом проведения регаты был выбран остров Уайт. Именно для этого нью-йоркский яхт-клуб спроектировал и выстроил самую быстроходную гафельную шхуну в истории того времени и по патриотическим традициям дал ей название «Америка». Местом ее испытаний стала как раз королевская регата.
Организаторы регаты задумали некую хитрость – маршрутное путешествие было задумано достаточно сложным, маневрируя между множеством скал и отмелей. Британские яхтсмены знали свой «домашний» путь, а американцам все должно было быть в новинку, и шансы на победу должны были устремиться к нулю. Однако американским консулом был найден первоклассный английский лоцман, опасный маневр которого вокруг маяка вывел «Америку» в безоговорочные лидеры, вырвавшись вперед на столько, что «второе место» замелькало на горизонте лишь через 20 минут.
Таким образом, в серьезнейшем соревновании из 15 наилучших парусников победителем стала «Америка». Кубок был увезен домой и передан в архив одного из ведущих яхт-клубов Нью-Йорка (хотя было желание переплавить его на медали на память). Итогом регаты стало получение Соединенными Штатами переходящего кубка, а остальным миром – одного из самых зрелищных спортивных состязаний. Регата стала сенсацией!
Победа американцев была воспринята англичанами как оскорбление, поэтому непроизвольно была закреплена битва за кубок – регата под названием «Кубок «Америки». Следует отметить, что до 1981 г. янки 16 раз вызывались англичанами на поединок под парусами, но выиграть им так и не удалось! Американцы держали у себя трофей 132 (!) года.
За всю историю проведения регаты только 3 страны обладали кубком: 1983 г. – Австралия, 2003 г. – Швейцария, все остальные года – США.
Правила морских заездов и отбор участников
Раньше, чтобы вступить в борьбу за заветный кубок, достаточно было вызвать на поединок команду, победившую в прошлый заезд. Вызов бросался сразу и делалось примерное назначение следующей регаты (обычно через 3-4 года). Учитывая тот факт, что количество команд-участников росло из года в год, сейчас недостаточно одного вызова – проводится отборочная регата Луи Виттона. Непосредственно на самом кубке Америки в соревнования вступают только две отобранные команды по сериям заездов.
Организаторами мероприятия задаются основные технические стандарты и класс яхт, все, что касается веса, технологичности, скоростных характеристик – все ложится на возможности и способности команд-участников. Обкатка яхт проводится как раз на отборочных заездах. То есть после брошенного вызова начинаются переговоры, в которых обговаривается класс плавательного транспорта, до мелочей описывается, что можно, а что нельзя, разрабатывается регламент и вперед по домам, чтобы, качественно подготовившись, во всеоружии выступить на гонке.
Но как показывает морская практика, в конструкциях лодок всегда можно найти лазейки, а это и разжигает предвкушение ожидающих результатов, так как лодки строятся с привлечением наилучших инженеров и ученых, чтобы усовершенствовать свое «детище» на максимум. Кстати, на кубках 2010 и 2013 гг. были задействованы суда нового класса, которые непосвященным людям казались чем-то невозможно космическим.
Также каждая команда-участник делает взнос в размере 3-х млн. долларов США. И это без затрат на сборку яхт, где тоже есть свои ограничения: команде разрешена постройка только одного катамарана для отборочного кубка Луи Виттона, а затем непосредственно для регаты кубка. Это не распространяется на защитников – они могут построить два катамарана. Место и маршрут регаты выбирается также защитниками, комиссия из 3-х человек назначается ими же. И никакие советы яхтсменам со стороны не имеют значения – каждая команда полагается только на свою интуицию и прошлогодние опыты парусных заездов.
Кубок Америки – 2017
Следующий – юбилейный 35-й - Кубок Америки запланирован компанией Oracle Team USA уже на июнь 2017 года на Бермудских островах. Островитянам пришлось заплатить почти 77 млн. долларов США за право принятия у себя регаты. На участие были поданы заявки следующих стран: Великобритания, Швеция, Италия, Новая Зеландия и Франция. Однако кто же бросил вызов янки – еще не известно.
Всего будет проведено 5 отборочных заездов (один из них уже проведен в Омане, еще четыре в: Нью-Йорке, Чикаго, Портсмуте и Тулоне).
Борьба ожидается серьезная и поистине магическая, так как специально для Кубка Америки – 2017 разрабатываются яхты новейшего поколения. Они станут апофеозом мирового судостроения. Катамараны с подводными крыльями и сложными парусами усиленной жесткости, разгоняющиеся до 50 узлов (около 90 км/ч) и способные двигаться быстрее скорости ветра в 2 раза (раньше этот факт жарко отрицался скептиками).
Учитывая, что сейчас кубок принадлежит американцам, а в Омане в отборочном туре завоевали победу англичане, как бы мировое соревнование яхтсменов не превратилось в захватывающую дуэль двух морских сверхдержав, которые вот уже 150 лет борются за легендарный Кубок «Америки».
Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Светлана
Метки: Кубок Америки 5 парусный спорт 51 регаты 33 яхтинг 66 America's Cup 2
Комментарии 0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ
Все статьи и новости-
02.11.2016 Люди и море
Питер Блейк – настоящая легенда парусного спорта. Его яркая звезда на небосклоне мирового яхтинга так рано и внезапно оборвалась в результате трагического происшествия, но его имя навсегда останется в памяти тех, для кого море и парусный спорт – не пустые слова, а целая жизнь. Подробнее
-
02.06.2017 Люди и море
Рассел Куттс, знаменитый яхтсмен, трехкратный призер Кубка Америки, родился 1 марта 1962 года в Новой Зеландии. Этот человек, завоевавший множество наград, широко известен в мире профессионального яхтинга. Подробнее
-
24.05.2017 Люди и море
Спортом Георгий Шайдуко начал заниматься еще в детстве, благо рядом оказался яхт-клуб «Трубник» и опытный тренер, сумевший привить десятилетнему ребенку любовь к яхтам и парусу. Подробнее
-
16.11.2016 Путешествия
Что может быть привлекательнее и зрелищнее, чем украшенные парусами яхты, выстроившиеся в ожидании старта? В нашем мире существует много гонок, в которых профессионалы и любители могут попробовать свои силы и побороться за победу с конкурентами и стихией. Подробнее