Yamaha FR-24
Существует множество семейных лодок выходного дня, позволяющих не сходить на берег во время прогулки. Сегодня мы остановимся на одном из самых популярных маломерных судов в Приморье – Yamaha FR-24.
Четверть века с Yamaha FR-24
Эти плавсредства попадают в наши воды далеко не новыми, но заботливые руки владельцев дарят им второе дыхание. Полируется пластик, перешивается салон, меняется навигационное оборудование, устанавливается экономичный четырехтактный двигатель.
Этим ноябрьским днём мы собирались на тестирование с некоторым недоумением. Казалось, корпус настолько распространён, что писать о нём уже нечего. Изучены вдоль и поперёк все сильные и слабые стороны, подобраны оптимальные моторы и винты, найдены конфигурации тентов.
Дизайн катера Yamaha FR-24: классика вне времени
Ямаха ФР-24 выпускалась с 1989 по 1995 годы. За это время было отформовано более трех тысяч корпусов. Естественно, что многие из них оказались в Приморском крае – во Владивостоке, Хабаровске и Благовещенске. Причем в родных краях более популярна модификация HT O/B с жесткой рубкой и крышей над головой. Судно получилось весьма удачным. Продуманный дизайн с множеством прямых граней хоть и намекает на то, что лодка к нам попала из прошлого века, но смотрится вполне гармонично и функционально.
Сочетание L/B делает этот стеклопластиковый корпус очень ходким в водоизмещении. Он имеет длину 7,2 метра (габаритная длина с учётом форпика – 7,9 м) при ширине всего 2,40 м. Несмотря на вполне солидные размеры, катер с запасом вписывается в дорожный габарит (2,55 м). Поэтому его используют не только для прогулок по воде, но и перевозят на прицепе, благо сухая масса 1090 кг вполне по силам полноразмерным «джипам». Даже с четырехтактным мотором 175 л.с. массой 220 кг и полным баком спуск на воду не доставляет особых сложностей.
Палубное оборудование катера Yamaha FR 24 HT O/B
Из полезных вещей нам сразу приглянулся брашпиль, установленный на носу судна. Конечно, это не автоматическая якорная лебёдка, но помощь сервопривода при подъёме якоря переоценить трудно. Якорный ящик достаточного объёма. У нас там свободно поместился фал длиной 160 метров и два метра якорной цепи. Десятикилограммовый якорь Брюса уверенно держал лодку на каменистом дне даже при небольшом волнении, и сложилось мнение, что больший вес на этом корпусе не нужен, если не планируется ночевка в полосе прибоя.
Вдоль рубки расположены удобные потопчины. Чтобы с них соскользнуть, нужно очень сильно постараться. Во время перемещения из кокпита на носовую палубу держаться удобно как за продольные релинги на крыше рубки, перехватываясь за «брови» над ветровыми стеклами, так и ближе к носу – за леерное ограждение.
Топовый круговой огонь расположен на крыше рубки достаточно удачно, вечером он не слепит экипаж во время стоянки.
На корме с левой стороны расположен дополнительный транец для резервного мотора, справа устанавливается трап или небольшая свим-платформа.
Оборудование для управления и отдыха
В стандартной комплектации идёт блок выключателей, эхолот и картплоттер. К сожалению, толка от них совсем немного. И если сонаром ещё как-то можно пользоваться, эмпирическим путём отыскав нужные кнопки с иероглифами, то штатный картплоттер нужно сразу же менять на что-то более современное и русифицированное (или хотя бы англоязычное).
Стильно смотрятся стеклоочистители пантографного типа. Они обеспечивают хорошую обзорность в непогоду. Моросящий октябрьский дождь, трижды начинавшийся за время теста, не помешал нам видеть окружающую обстановку так же, как и при сухой погоде.
В рубке не тесно, человеку среднего роста находиться внутри достаточно комфортно. Главное – следить за волнами, чтобы не достать головой до подволока. Кресло судоводителя вполне удобно. Правая рука отдыхает на подлокотнике, под ногами присутствует подставка. Поэтому ступни занимают естественное положение и не устают при длительных переходах.
За пассажирским креслом расположен умывальник с ёмкостью для чистой воды. Симметрично за сидением судоводителя находится откидной столик. На нём устойчиво помещается «ковеевская» газовая плитка. Поэтому приготовить походный обед не составит никакого труда.
Спальное место достаточно по длине. Конечно, ширина могла быть чуть больше. Но она компенсируется вместительными стеллажами по бокам от спального места. Во время ночевки ничего не будет мешаться, потому что все вещи удобно размещаются на полках. Посередине спального места устанавливается вкладыш, превращающий спальник в уютный ночлег для семейной пары с ребенком, или место отдыха для двух упитанных рыбаков. Стоит отметить большой палубный люк. В каюте всегда светло, и можно быстро проветрить помещение, если не справляется вентилятор на солнечной батарее.
Говоря про удобства, мы оставили напоследок главную «изюминку» этого катера. Если открыть дверь внутри каюты перед постом судоводителя, увидим нормальный «человеческий» гальюн со светом, проветриванием и электрическим удалением продуктов жизнедеятельности экипажа. Некоторое неудобство представляет система сбрасывания сточных вод непосредственно за борт, а не в танк с отходами. Однако при движении по морю это не так актуально, чего не скажешь про реку или стоянку в марине.
Мотор для FR-24: что японцу хорошо, то русскому… скучно
Из Страны восходящего солнца катера приходят с полуживыми двухтактными моторами минимальной мощности. Согласно паспорту, в Японии рекомендовался двигатель от 115 до 140 л/с. Попав в Россию и оценив размах русской души в плане быстрой езды, лодка потребовала увеличения мощности. Действительно, чтобы прокатиться с ветерком при полной загрузке (вместительность – до десяти человек), требуется что-то помощнее. Поэтому нормой считается силовая установка от 140 до 200 л/с. Оптимальным признан подвесной мотор мощностью 175 л/с. Весит он 220 кг, что на целых 50 килограммов меньше «двухсотки». Учитывая самоотливной кокпит и отсутствие в базовой комплектации трюмной помпы, уменьшение кормовой загрузки весьма актуально.
Благодаря приличной килеватости корпус мягко идёт по волне. Неширокая гидролыжа позволяет иметь неплохие ходовые характеристики. При встречном боковом ветре забрызгивание минимально – сказывается работа скуловых брызгоотбойников. В большую волну лодка не заныривает, что является несомненным плюсом для серьёзных водоёмов. Морские корни этого корпуса просматриваются везде – и в конструкции палубы, и в обводах днища. Минимальная высота надводного борта 0,85 метра (на миделе – 1,22 м) позволяет ходить в прибрежной полосе морей, а также на крупных внутренних водоёмах, например, на Рыбинском водохранилище или Ладоге.
Несмотря на внушительные габариты, лодка имеет осадку всего 0,3-0,4 метра, что позволяет подходить вплотную к берегу и двигаться по мелководью с поднятым дейдвудом.
Скоростные и экономические характеристики весьма достойны.
Мотор (4Т) | Скорость, км/ч | Скорость, узлы |
140 | 60 | 32 |
150 | 68 | 36 |
175 | 72 | 39 |
200 | 74 | 40 |
Как видно из таблицы, при дальнейшем увеличении мощности двигателя скорость растет незначительно. Это связано с обводами днища, не рассчитанными на такие моторы. Исходя из этого, следует признать, что 175 сил действительно оптимальны как по скорости, так и по путевому расходу (0,5-0,9 л/км в зависимости от волны, загрузки и динамики). Тем более что комфортная скорость для этого корпуса 45-50 км/ч позволяет плавно проходить волну, любуясь окрестностями.
В качестве заключения
Своим поведением на воде лодка произвела самые приятные впечатления. Несмотря на внушительный возраст, стеклопластик у всех замеченных нами корпусов находился в очень приличном состоянии. Осмос и трещины покрытия отсутствуют даже в местах повышенных нагрузок (уголки транца, кормовой участок днища). Рыбаки отметят встроенный аквариум для рыбы, а туристы могут организовать в нём дополнительный сухой рундук.
Возможно, для путешественников окажется недостаточен запас топлива на 200-300 км. Но в кокпите можно разместить не менее шести стандартных канистр с бензином, а это уже кое-что. К тому же после перехода на четырехтактный мотор становится ненужным маслобак, расположенный в левом кормовом рундуке, а значит, туда можно установить резервную топливную ёмкость.
В этом классе многие выбирают между Bayliner Trophy, FR-23, FR-25. Однако ФР-24 нам показался более гармоничным и продуманным в мелочах. Более новые корпуса Nissan Sun Cruise 24 немного шире, но имеют меньшую килеватость. Учитывая разницу в цене с FR-24, они не составят ему конкуренции в ближайшее время.
Можно ещё многое рассказать про эту легендарную лодку, однако скоро выходные, читателю пора собираться в новые походы. Поэтому не смеем задерживать. Оставайтесь с нами, вместе нас ждут новые лодки и новые впечатления. Семь футов под килем!
Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Илья
Метки: yamaha 1 Yamaha FR-24 1 тестирование 3
Комментарии 0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ
Все статьи и новости-
07.09.2020 Тестирование
На реках средней полосы не часто встретишь катера из Владивостока. Однако Бриз-17 завоевал заслуженную популярность не только среди жителей верхней Волги, но и добрался до Баренцева моря и Астраханской области. Манёвренный и компактный, он сочетает в себе основные качества лодки – безопасность и комфорт. Подробнее
-
10.04.2018 Тестирование
Необходимость этого тестирования назревала давно. Гладя на водоём, сложно не заметить численного превосходства надувных лодок над жесткими корпусами. Между тем, для многих ПВХ по-прежнему остаётся чем-то непонятным, ассоциирующимся с резиновым «нырком», который нужно было постоянно подкачивать, сушить, посыпать тальком. Подробнее
-
31.10.2013 Тестирование
Beneteau ANTARES 8.80 малый круизный катер, Франция. Очень большой салон! Катер с подвесными двигателями. Подробнее
-
06.11.2013 Тестирование
SeaRay 25DA малый круизный катер, США. Год выпуска 1988-1991. Очень просторный салон. Выпускался со стационарным двигателем 5.7L или 7.4L Подробнее