Томас Липтон и чайные гонки
Яркие коробочки с чаем «Липтон» можно приобрести в любом супермаркете. Беря с полки очередную упаковку чая и отправляя ее в корзину, современные люди вряд ли задумываются о судьбе этого популярного бренда и о его удачливом основателе - чайном рыцаре Томасе Липтоне.
Вперёд за чаем
Создавая с нуля свою чайную империю, стремясь сделать чай недорогим и популярным у всех слоев населения, Томас Липтон искал способ быстро доставлять чайный лист с восточных плантаций в английские доки.
Стремясь сократить время, требовавшееся клиперу на путешествие к Цейлону и обратно, Томас Липтон нанимал лучших инженеров, совершенствовавших конструкцию кораблей. Специалисты, работавшие на предприимчивого ирландца, внесли много конструктивных изменений в конструкцию чайных клиперов, доведя их до совершенства.
Потом Липтон устраивал гонки между клиперами, пообещав награду экипажу судна, первому доставившему груз в Англию. Чайные гонки быстро вошли в моду, капитаны стимулировали экипаж быстрее нестись по морю к победе, а ожидавшие на берегу зеваки делали ставки и судили, какой корабль придет быстрее. А Липтон еще и придумывал, как превратить банальную разгрузку корабля в экзотическое шоу. Невзирая на большие выплаты капитанам и членам команды, участвовавшим в чайных гонках, чайный магнат не оставался внакладе.Томас Липтон и сам обожал паруса и частенько принимал участие в чайных гонках. Он отправлялся в быстроходное путешествие вместе с другими судами, попутно рекламируя свою продукцию, но ни разу не выигрывал состязание. Его выигрышем становилась прибыль, полученная от продажи чая.
Он основал чайные плантации на Цейлоне и создал целую армаду парусников, доставлявших ароматный продукт на Туманный Альбион. Чайные клиперы Липтона могли развивать большую скорость, перевозя груз. Чуть позже предприниматель заменит их на большегрузные пароходы, но девятнадцатый век был царством быстроходных клиперов.Борьба за Кубок Америки
Чайные гонки были необходимы для развития бизнеса и популяризации чайного бренда «Липтон». Но настоящим увлечением Томаса Липтона были яхты и регаты. Достигнув определенного уровня благосостояния, бездетный бизнесмен позволил себе вкладывать больше времени и средств в обожаемое хобби.
Но, даже занимаясь любимым делом, он не забывал про бизнес и дальнейшее развитие чайного бизнеса. Его многолетнее участие в Кубке Америки было одновременно и развлечением и пиар-акцией для продвижения бренда на американском рынке.Кубок Америки, или как его еще называют – Кубок ста гиней, изначально был одной из самых популярных регат. Второе название произошло от стоимости главного приза, заказанного для чемпиона, выигравшего эти парусные гонки. Спонсором награды выступил подданный Английской короны – сэр Англси, заказавший придворному ювелиру серебряный кубок. Золотых дел мастер изготовил статуэтку и запросил за нее ровно сто гиней.
В девятнадцатом веке это были приличные деньги, но в результате кубок стал цениться дороже потраченных на него средств. Вот этот кубок ста гиней в 1851 году выиграл экипаж яхты «Америка», после чего награда получила прозвище «Кубок Америки».Владелец яхты увез престижный приз, полученный из рук самой королевы Виктории, в Америку. Английские гонщики остались недовольны таким развитием событий, и долгое время пытались вернуть кубок в Великобританию.
Вот и Томас Липтон мечтал заполучить неуловимый трофей. Солидная морская практика, прекрасное знание парусников, опыт участия в чайных гонках и финансы позволяли ему вложить достаточно средств в мечту. В борьбу за Кубок ста гиней чайный король включился через пятьдесят лет после передачи приза американцу.К этому времени он получил от королевы Виктории звание рыцаря и в полной мере проникся национальной идеей возвращения трофея. Новоиспеченный сэр Томас Липтон пообещал выиграть Кубок Америки и вернуть в Англию серебряный кубок.
Это решение стало главной целью его жизни, так как национальный дух вполне совпал с коммерческими интересами по завоеванию американского рынка чая. Свою первую яхту Томас сделал еще в детстве, вырезал ее из дерева и назвал «Shamrock» (по-ирландски «трилистник»).Для участия в Кубке Америки была спроектирована и построена гоночная яхта, названная в честь первой, деревянной. Все последующие лодки, на которых чайный рыцарь рвался к победе, носили то же имя, только отличались порядковым номером.
Говорят, что Липтону было не выгодно выигрывать регату, для бизнеса было полезнее из года в год выходить на старт, привлекая внимание к себе и к своей продукции, захватывавшей американский рынок. Тем не менее, впервые он вышел сражаться в 1899 году, разумеется, победа ему не досталась.Для регаты 1901 года Томас Липтон заказывает новую яхту у проектировщика Уотсона, называя новую лодку «Shamrock II». Все видят ирландское название, а паруса окрашены в желтый цвет – символ чайной империи Липтона.
Тридцать лет отдал Томас Липтон Кубку Америки, так и не завоевав главной награды. Зато ему достались почет и уважение знати и простых тружеников, его компания стала популярной, завоевала заморские рынки и попала на стол самой английской королевы, активы существенно увеличились. А еще участники гонки сами собрали средства и вручили Липтону персональный утешительный кубок.Сама регата тоже выиграла от пристального внимания Липтона. Гонки стали более популярными, аккуратный Томас настоял на внедрении правил, присущих другим соревнованиям, и на деление яхт на классы по обмеру. Ему удалось ограничить передвижение в зоне гонок чужих судов и наделить капитанов инструкциями и лоциями.
Талантливый делец Томас Липтон только выиграл вкладывая деньги и время в развитие чайных гонок на клиперах, от многолетнего участия в Кубке Америки, который он так и не получил, да и не особо пытался. Зато такий вклад самым положительным образом сказался на развитии его чайной империи «Липтон лимитед». В следующий раз, заваривая в чашке маленький пакетик с желтым кусочком картона, вспомните о чудаке Томасе, подарившем свое имя и посвятившем жизнь вашему любимому чаю.Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Светлана
Метки: Томас Липтон 1 исторические парусники 29 чайные гонки 4 парусные гонки 49 Кубок Америки 5
Комментарии 0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ
Все статьи и новости-
03.01.2017 Дизайн
Вот удивительно, как обычный для нас повседневный продукт сумел отказать влияние на развитие кораблестроения. Да, самый обычный чай, импортируемый из Индии и Китая в европейские страны, стал причиной развития быстрых судов, именуемых чайными клиперами, и появления чайных гонок. Подробнее
-
29.04.2017 Дизайн
История мореплавания знает немало прекрасных и быстрых кораблей, которые оставили после себя значительный след, как незаменимые помощники в морском деле определенной страны. Речь идет о великолепном британском паруснике «Фермопилы», названном в честь живописного греческого ущелья. Подробнее
-
29.05.2017 Дизайн
Среди самых знаменитых в мире яхт есть одна, история появления которой во многом определила развитие всей отрасли. Это шхуна «Америка», построенная для участия в регате под названием «Кубок 100 гиней». Подробнее
-
10.01.2018 Дизайн
Три мачты, тысячи квадратных метров белоснежных парусов, 85 метров от кормы до бушприта, более 50 метров высота от ватерлинии до топа грот-мачты, сотни метров канатов и десятки голоторсых матросов на борту… Подробнее