История яхт-клубов России
Человечеству издавна была присуща страсть покорить стихию. Желание преодолеть собственные возможности, используя силу ветра и течение воды, дало миру толчок к развитию парусного спорта, а вместе с ним и зарождению первых яхт-клубов. В России все началось с царского интереса.
Петровский яхт-клуб: начало великого пути
Парусный спорт в России берёт своё начало со времён правления Петра Великого. Известный своей любовью к новшествам и к морскому делу, Петр I стремился повысить интерес знатных горожан к парусному спорту. Для этого государь основал так называемую Невскую флотилию в Санкт-Петербурге. Эта организация, хоть и формально не являлась яхт-клубом, но в целом выполняла все его функции. На территории флотилии было отведено место для обслуживания и стоянки парусников, здесь происходило обучение тонкостям морского дела.
Своеобразная морская практика - учения для владельцев судов - проводилась каждое воскресенье. Тренировки управления яхтами и лодками становились большим событием для города: участников регаты встречали торжественно, с флагами и пушечной стрельбой. Участие в подобных соревнованиях было очень важным для членов Невской флотилии. Те, кто не прибывали на учения, подвергались крупному штрафу и выговору. Кстати, дамы также могли участвовать в тренировках парусного флота.
Интересно то, что для развития культуры хождения на парусных судах среди горожан Петр Великий предпринял достаточно оригинальное решение. Царь запретил строительство мостов через Неву и её многочисленные притоки и каналы. Таким образом, у местных жителей попросту не оставалось выбора: им пришлось срочно приняться за строительство лодок.
Эпоха Невской флотилии – это важнейший виток в развитии не только российского, но и международного яхтинга. Известно, что русские яхты в 18 веке даже совершали кругосветные морские путешествия, достигая заливов Средиземного моря.
Императорский яхт-клуб и развитие парусного спорта
В императорской России тенденция увлечения яхтингом претерпевала спад. Только лишь в 1846 году в Санкт-Петербурге появилась новая организация для любителей парусного спорта - Императорский яхт-клуб. Для членства в клубе были введены строгие ограничения: его участниками могли стать только лица дворянского сословия.
Позже в уставе клуба появилось новое правило, позволяющее приём в ряды «яхтсменов» исключительно потомственных дворян. Членский взнос, который должен был внести каждый вступающий, составлял 120 рублей – ощутимую сумму даже для зажиточных граждан. Императорский яхт-клуб был единственной на то время элитарной организацией со столь серьезными требованиями к участникам.
Официальный яхт-клуб имел собственный флаг - белый с двумя синими полосками, образующими крест. Участники клуба были обязаны носить специальную форму одежды со знаками отличия. Также организация выпускала периодические печатные издания для заинтересованных граждан: «Яхта», «Листок любителей морского дела».
Из-за строгой политики принятия в официальный клуб и высокой членской платы почитатели парусного спорта стали открывать другие учреждения: Речной яхт-клуб, Галерный яхт-клуб, Парусный клуб. Частные яхт-клубы начали появляться и в других городах России. Любовь к яхтингу стала получать массовый характер – среди россиян высокого класса находилось всё больше желающих внести свой вклад в развитие водного спорта.
Яхт-клубы в России: сегодняшний день
Количество современных яхт-клубов и марин на территории России ежегодно растёт. Сложилось исторически так, что Санкт-Петербург называют яхтенной столицей: здесь по-прежнему можно найти яхт-клуб на любой вкус. Множество спортивных парусных организаций можно найти в Москве и Подмосковье.
Конечно же, очень востребованы яхт-клубы на побережье моря в южных широтах страны. Найти место для своего парусника в яхтенных центрах Сочи, Новороссийска или Ялты в разгар сезона – большая удача. Тем, кто только собирается освоить морское путешествие, можно начать с севастопольских яхт-клубов. Некоторые учреждения предлагают комфортабельный отдых в частных коттеджах.
Яхт-клубы России делятся на классы. Условно можно назвать четыре категории: эконом-класс (рыбацкая слобода), бизнес-класс (яхтенный порт), первый класс (Скандинавия) и премиум-класс (Монако). Если первая категория подразумевает швартовку только рыбацких и маломерных катеров, то яхт-клубы премиум-класса предлагают обслуживание даже круизных яхт.
Владельцы площадок для яхтинга делают многое для того, чтобы соответствовать последним техническим стандартам. Поэтому современные яхт-клубы представляют собой не просто стоянку для судов, но и место для полноценного отдыха.
Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Светлана
Метки: Россия 20 парусный спорт 51 яхт-клубы 2 яхтинг 66
Комментарии 0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ
Все статьи и новости-
22.01.2018 Люди и море
Тот, кто хоть раз совершал прогулку на яхте, никогда не забудет бурных ярких эмоций, ощущение полной свободы, которые дарит открытое море и попутный ветер. Подробнее
-
27.07.2016 Люди и море
В мире профессионального яхтинга есть такие имена, что навсегда останутся в памяти грядущих поколений, ведь с этими людьми моря развитие яхтенного спорта и путешествий под парусами обретало современные черты и всемирную популярность. Подробнее
-
13.11.2016 Люди и море
Виктор Языков, знаменитый российский яхтсмен, – один из тех немногих людей, кому выпала в жизни завидная возможность оказаться один на один с мудростью природы и победить стихию. Подробнее
-
24.05.2017 Люди и море
Спортом Георгий Шайдуко начал заниматься еще в детстве, благо рядом оказался яхт-клуб «Трубник» и опытный тренер, сумевший привить десятилетнему ребенку любовь к яхтам и парусу. Подробнее