Бернар Муатесье
Про таких как Бернар Муатесье говорят, что человек одержим идеей. Великий моряк, конструктор, писатель, философ… Он был по-настоящему одержим морем.
Лишь бороздя синие просторы в полном одиночестве, один на один с морской стихией, Бернар Муатесье чувствовал себя полностью свободным. Он не пытался покорить море, а сам был покорён им.
Попавший в морские сети
Бернар Муатесье родился 10 апреля 1925 года, в Ханое. Происходя из достаточно зажиточной семьи французских эмигрантов, маленький Бернар мог часами общаться с простыми рыбаками Сиамского залива и бесконечно долго смотреть на бушующее море, любовь к которому определила всю его последующую жизнь. В 7 лет будущий мореплаватель впервые вышел в море в сопровождении рыболовов.
После окончания колледжа, в 1945 году, Муатесье в одиночку отправился в открытый океан на джонке. Будучи интересным собеседником, эрудированным и обаятельным покорителем женских сердец, Бернар предпочёл море светскому обществу и любви к женскому полу.
Он желал воссоединиться с бесконечными водными просторами, но море не приняло смельчака с распростертыми объятиями. Судно Муатесье потерпело крушение возле Антильских островов. И только благодаря танкеру, проходящему мимо места крушения, Бернару удалось спастись. Подобрав мореплавателя на свой борт, танкер отправился в Брест, увеличив тем самым численность своего матросского состава.
Создание яхты «Джошуа»
Вернувшись во Францию, Муатесье столкнулся с безработицей, отсутствием денег и одиночеством. Всё это стало благотворной почвой для творческого развития отчаявшегося мореплавателя, и он приступил к писательской деятельности. В результате кропотливого труда в свет вышла книга Бернара Муатесье «Бродяги южных морей», которая получила одобрение критиков и читателей, а также помогла улучшить материальное состояние своего создателя.
Но Муатесье не стал греться в лучах славы и наслаждаться успехом. Его одолевала жажда вновь оказаться в море. Полученные от продажи книги деньги он потратил на строительство судна, проектированием которого занялся конструктор Жан Нокер. Строительство яхты осуществлял сам Муатесье - он не мог доверить кому-либо столь ответственную работу. Бернар планировал создать судно, способное выдерживать неблагоприятные условия плаванья в открытом океане и обладающее хорошими скоростными показателями.
12-метровая яхта из листовой стали была названа мореплавателем «Джошуа», в честь выдающегося капитана Джошуа Слокама. Муатесье продумал все моменты при конструировании своей яхты, основной упор сделав на безопасности судна. Но, к сожалению, финансы Бернара были очень ограниченными, и вместо металлических матч пришлось использовать телеграфные столбы, да и другие недостающие детали пришлось делать из подручных материалов. Тем не менее, прочность яхты «Джошуа» многие из мореплавателей сравнивали с прочностью танка.
Кругосветное путешествие наедине с собой
В 1962 году яхта «Джошуа» была спущена на воду, но длительное путешествие было невозможно по причине нехватки финансов. Муатесье экономил на всём, ограничив себя в пище и снизив расходы на курение, но небольшого писательского заработка катастрофически не хватало для осуществления давней мечты. Тогда предприимчивый француз решил зарабатывать обучением яхтенному ремеслу молодых капитанов, сделав из своей яхты школу на воде.
Через два года, поднакопив определённую сумму, Муатесье вместе со своей женой совершил первое дальнее плаванье в открытое море. Вернувшись, Бернар воодушевился идеей совершить путешествие вокруг земного шара без единой остановки в портах, встречающихся на пути. Более года он вынашивал план, оборудовал яхту, совершенствовал паруса и мачты. Но Муатесье вновь приходилось экономить, поэтому на борту отсутствовал так необходимый в длительном плаванье электродвигатель, а также радиопередатчик, и даже освещение. Лишь наличие небольшого приёмника позволяло не терять связь с сушей.
В 1968 году Бернар Муатесье принимает участие в первой кругосветной гонке. Это длительное, сложное и опасное для жизни путешествие длилось для Муатесье более года, когда он, почувствовав необходимость контакта с людьми после длительного одиночества, решил изменить маршрут и, сделав «полуторный виток» вокруг земного шара, остановился в порту Таити.
Именно на Бернара делали ставки и мореплаватели, и люди, следящие за ходом событий гонки, ведь он длительное время шел первым и обгонял единственного конкурента-англичанина, который в отличие от других, менее удачных участников, оставался наплаву. Муатесье не сдался - он поддался порыву нахлынувших на него чувств, желанию общения с людьми, а звание победителя гонок ему было ни к чему - путешествие было начато для личного удовольствия, а не для титулов и признания.
Благотворительность и последние годы жизни
Вернувшись во Францию, Бернар Муатесье занимается защитой окружающей среды и писательской деятельностью. Написав книгу «Подаренная победа», он пожертвовал весь гонорар, оставив себя на растерзание бедности. В конце своего жизненного пути мореплаватель ведёт активную жизнь, полную путешествий, встреч и расставаний, осуществляет многочисленные благотворительные акции и читает лекции.
16 июня 1994 года Муатесье умер, оставив о себе память как о выдающемся яхтсмене, путешественнике и писателе, который покорил морскую стихию, став её неотъемлемой частью и доказав, что человек и природа - единое целое.
Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Светлана
Метки: Бернар Муатесье 1 путешествие 243 парусные гонки 49
Комментарии 0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ
Все статьи и новости-
03.05.2017 Люди и море
Дональд Кроухерст – яхтсмен, совершивший самое загадочное одиночное плавание. Его история – это история человека, поставившего на карту и потерявшего все во имя тщеславия и ради мечты, которой никогда не суждено было сбыться. Подробнее
-
13.11.2016 Люди и море
Виктор Языков, знаменитый российский яхтсмен, – один из тех немногих людей, кому выпала в жизни завидная возможность оказаться один на один с мудростью природы и победить стихию. Подробнее
-
05.07.2016 Путешествия
...В порт прибывает первое парусное судно, и на берег, под восторженные аплодисменты, сходят гордые искатели приключений - курсанты морских училищ. Десятки парусников разных размеров с тысячами моряков - членов экипажей на бортах причаливают к очередному пункту гонки. Подробнее
-
06.12.2015 Люди и море
Полученная Франком Каммасом в начале декабря серьёзная травма поставила под сомнение не только его дальнейшее участие в соревнованиях, но и возможность продолжения спортивной карьеры в целом. Подробнее