Ремонт электропроводки катера
Ремонт электропроводки катера заключается в том, чтобы обеспечить надёжный контакт там, где он должен присутствовать, и не допустить замыкания, где его быть не должно. Прокладываем проводку в новом корпусе или ремонтируем электрику б/у – в любом случае нужно быть аккуратным и внимательным.
Прокладка проводки
Приобретая плавсредство, бывшее в употреблении, стоит сразу понимать, что в электропроводке уже побывали чьи-то руки. Чтобы избежать неприятных сюрпризов посреди водоёма, проведём пристальный осмотр проводки и выявим слабые места.
Если же мы оборудуем новый корпус, то всё гораздо проще – мы сразу закладываем в проект проводку к необходимым потребителям нужного сечения, а также предохранители и распределительные устройства. Не забываем вносить коррективы в схему электропроводки вашего катера. После завершения работ её нужно распечатать в двух экземплярах: один вклеить в инструкцию, другой заламинировать и прикрепить недалеко от основного блока коммутации или на крышку моторного отсека – это будет полезно не только вам, но и следующему владельцу.
Сегодня мы не рассматриваем подключение электроники – сети NMEA2000, SmartCraft, автопилоты и аналогичные приборы оставим за рамками статьи. Равно как и не будем рисовать схему подключения электропроводки в катере. Потому что требования у всех разные. Одному и эхолот не нужен, другому требуется иметь на борту все электронные новинки. Тем не менее, чтобы не остаться без электричества во время отдыха, следует соблюдать основные правила.
Подключаем аккумуляторы
Год за годом растёт количество потребителей электроэнергии в лодках, вслед за ним повышаются требования к системе электроснабжения. В случае, если аккумулятор разрядится, запускать двигатель придётся с большим трудом. Ведь катер – это не автомобиль, и «прикурить» проводами вряд ли получится, а снимать аккумулятор с другой лодки достаточно сложно, к тому же этой другой лодки может не оказаться поблизости.
В этом плане владельцам подвесных моторов повезло больше – на всякий случай им оставлена возможность аварийного пуска двигателя. Под пластиковой крышкой на маховике имеется шкив с прорезями для запуска с помощью троса.
В плане обеспечения надёжности с лучшей стороны себя зарекомендовала система с двумя или более аккумуляторами. Стартерная батарея не участвует в работе бортовых систем, от неё питаются только стартеры двигателей и аварийные помпы. Все остальные системы (палубный душ, гальюн, мультимедиа, рыболовные принадлежности, подсветка) подключены к дополнительному тяговому аккумулятору (предпочтительно AGM – без жидкого электролита).
Коммутация батарей осуществляется либо с помощью специального механического переключателя, либо через устройство развязки аккумуляторов.
Проходим переборки
Одна из основных проблем электрооборудования маломерных судов – повреждение изоляции кабелей в местах прохода через панели корпуса: переборки, шпангоуты. И если в рецессе устанавливают гофру-«чулок», то с внутренними коммуникациями бывает по всякому.
Через переборки кабели должны проходить только через манжеты (уплотнительные резиновые втулки для кабеля). В противном случае от вибрации и тряски рано или поздно изоляция протрется и произойдёт авария. Особенно это актуально на металлических корпусах.
Подобрать уплотнения соответствующего диаметра можно из электротехнических товаров, либо из автомобильных запчастей. В магазине продаются уплотнительные втулки моторного щита для проводки. Если жгут большого диаметра, подойдёт уплотнение рулевого вала. В случае, если не нашлось нужной манжеты, используем резиновую заглушку подходящего диаметра.
Отверстия засверливаем чуть большего диаметра, чем самый большой несъёмный штекер, который предстоит тянуть через переборку. Перед установкой манжеты обрабатываем края отверстия надфилем или шкуркой, это снизит вероятность повреждения коммуникаций при возможном выпадении втулки. Сначала запускаем большие разъёмы, затем переходим к меньшим.
Укладываем кабели
При укладке проводки располагаем жгуты таким образом, чтобы исключить сдавливание, перегибы и натяжение. Для безопасности и эстетики используем пластиковую гофру. Не забываем крепить жгут через каждые 20-30 сантиметров.
Если у нас есть небольшой зазор между бортом и шпангоутом, то велик соблазн проложить там провод. Этого не стоит делать, так как на волне любой корпус имеет некоторую подвижность, в результате чего изоляция может быть повреждена. Поэтому жгут прокладываем либо в имеющиеся отверстия, либо сверлим новые, не нарушая силовой структуры элементов. Разумеется, не забываем про резиновые втулки.
Соединение и распределение проводов
Для коммутации кабелей желательно использовать герметичные разъёмы с обжимными клеммами. Аналогичные применяются в автомобилях там, где контакты находятся под воздействием влаги и грязи (разъёмы бензонасосов, противотуманных фар). Открытые клеммы, скрутки и пайку применять не рекомендуется ввиду склонности к окислению, особенно в морской среде солёного и влажного воздуха.
Если всё-таки нужно соединить провод, то провода зачищаем, обезжириваем, делаем скрутку, которую пропаиваем и покрываем лаком, после чего фиксируем термоусадочной трубкой. Такое соединение вполне надёжно и прослужит не меньше самой лодки.
Провода большого диаметра (силовые и стартерные) ставим целиковые. Если по какой-то причине это невозможно, делаем скрутку, обжимаем её медной трубкой и закрываем термоусадкой.
Для распределения к потребителям используем специальные колодки. Для силовых соединений можно подобрать дистрибьюторы питания, используемые в автозвуке.
Предохранители
Даже самые нерадивые сборщики знают о необходимости установки предохранителей в цепи питания судового электрооборудования. Отсутствие предохранителей может привести к пожару. Поэтому необходимость защиты не обсуждается.
Рядом с аккумулятором устанавливаем силовой предохранитель. Что выбрать – обычную «колбу» со вставкой AGU или «автомат» - каждый решает сам. Советовать защитить цепь стартера не буду (хотя себе так делал на всех лодках), а вот остальных потребителей будет полезно пустить через общий предохранитель.
Особенно если аккумулятор находится в корме, а коммутация у поста управления. Корпус предохранителя выбираем с компрессионными зажимами, они надёжнее винтовых.
Остаётся вопрос: сколько ставить предохранителей в лодке? Посмотрим на вещи здраво. С одной стороны, досадно, если при замыкании в лампе правого ходового огня отключится и помпа, и навигационное оборудование. С другой стороны, нет времени заниматься поиском сгоревшего предохранителя среди трех десятков одинаковых вставок, когда лодку разворачивает лагом к волне, и надо срочно заставить работать помпы и огни.
Защищаем группы
Чтобы впоследствии упростить поиск неисправности электрооборудования, достаточно его сгруппировать.
- Огни, освещение, отмашка.
- Навигация, радиосвязь, приборы контроля.
- Обогрев, обдув, стеклоочистители.
- Водоснабжение и канализация.
- Рыболовные принадлежности.
- Палубное оборудование, преобразователи, розетки.
В этом случае количество предохранителей минимально (всего 6 штук), однако практика показывает, что следует отдельно вынести как минимум 3 элемента:
- аварийную трюмную помпу;
- круговой огонь;
- радиостанцию.
Девять предохранителей – это оптимальное количество, в котором легко ориентироваться. Лучше использовать термобиметаллические устройства. Несмотря на высокую цену, они удобны своей «многоразовостью».
Если вы решили использовать обычные «ножевые» предохранители или плавкие вставки, то рядом с каждым предохранителем закрепите на клейкую ленту по одному запасному. Проверьте купленные предохранители на соответствие номиналу. Внешне похожие китайские аналоги способны привести к пожару. Качественные предохранители выпускает псковский завод с маркировкой «AvaR», чешская «Tesla». Подойдут и оригинальные предохранители от автомобиля.
Цилиндрические плавкие вставки – не самый удобный вариант, однако именно он используется во многих панелях, сочетающих в себе предохранители и выключатели.
Для облегчения поиска сгоревшего предохранителя используем светодиоды или микролампочки. Подсоединенные параллельно предохранителю, в случае срабатывания защиты они покажут, какую вставку нужно заменить. В продаже появились готовые предохранители со светодиодной индикацией, однако что-либо сказать о них пока трудно – автор этих строк ещё не добрался до них с амперметром.
Вдали от берега навигационное оборудование должно быть продублировано. Идеальный вариант – это портативный прибор Garmin или его аналог. В крайнем случае – влагозащищенный смартфон или планшет.
Оборудование
В открытых помещениях используем только специальное оборудование. Часто можно встретить жалобы, что перестала работать панель выключателей. Однако если на эту панель посмотреть, то мы увидим, что предназначена она для установки в рубке, а её смонтировали на открытый пост управления. Естественно, после нескольких дождей или одной порции солёных брызг контакты окислятся, и панель выйдет из строя.
Понятно, что герметичные выключатели стоят дороже, но это тот случай, когда лучше поставить меньше, да лучше. Например, объединить всё освещение на одну герметичную кнопку, чем поставить 5 выключателей, предназначенных для установки внутри помещений.
Говоря о выключателях, хочется упомянуть о такой полезной вещи, как «дистанционный выключатель массы». Выпускается в нескольких вариантах для спецтехники и автомобилей с напряжением 12 и 24 В. Помимо дистанционного привода, на корпусе присутствует традиционная кнопка отключения. При цене, сопоставимой с механическим выключателем массы, обладает большим функционалом. На корпусе обозначен допустимый ток – 50 А. Однако внутри контактная пластина и сами контакты выполнены более монументально, чем на лодочных «пластмассках» с надписью 500 А.
И никаких «жуков»
Если на воде перегорел предохранитель, а замена привела к повторному срабатыванию защиты, не следует изобретать способы обмануть физику. Ведь предохранитель специально делается слабым звеном в цепи, чтобы защитить провода от перегрева и оплавления изоляции, а ваш катер – от пожара.
Заменяя плавкую вставку скрепкой, вы собственными руками усугубляете ситуацию. Потому что найти одно замыкание в цепи гораздо проще, чем расплетать спекшийся жгут проводки или плавать в воде вокруг обгоревшего днища катера.
В случае, когда у вас перегорает один и тот же предохранитель, измерьте ток потребления на защищаемом участке цепи. Если позволяет сечение провода, возможно, следует увеличить номинал предохранителя. Если новый потребитель сильно увеличил нагрузку в цепи, увеличьте сечение проводов или проложите отдельную линию.
Сделанная собственными руками электропроводка позволит быть уверенным в своей лодке в дальних походах. А в случае перегорания предохранителя вы не будете в темноте искать инструкцию и запасной предохранитель, на ощупь проверяя его исправность.
Пусть техника вас никогда не подводит, а отдых на воде оставляет приятные воспоминания о лете!
Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Илья
Метки: безопасность в море 15 ремонт 4 электропроводка 1 советы яхтсменам 29
Комментарии 0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ
Все статьи и новости-
20.10.2016 Практические Советы
Подходит к завершению сезон жидкой воды — самое время заняться подготовкой моторной лодки или катера к зимнему хранению. Чтобы избежать проблем следующим летом, потребуется консервация и генеральная уборка. Регламентные работы не ограничиваются сменой масла в двигателе — необходимо уделить внимание корпусу, вспомогательным системам, салону и предметам для водных развлечений. Подробнее
-
09.10.2015 Практические Советы
Эхолот стал незаменимым помощником судоводителей. Созданный как прибор для рыболовов и определения глубины, он позволяет оценивать обстановку под лодкой. В этой статье вкратце коснемся темы пользования эхолотом на скоростных судах и способов монтажа внешнего датчика-излучателя. Подробнее
-
17.06.2015 Практические Советы
Вода шутить не любит: правила безопасности на воде. Большинство несчастных случаев вызвано нарушением правил безопасного пребывания на воде. У многих даже нет элементарного представления о том, как необходимо себя вести на воде и что нужно иметь с собой в лодке. Подробнее
-
19.05.2017 Практические Советы
Одна из наиболее актуальных тем в кругу водномоторников – это подбор гребного винта. Какие преимущества даёт оптимальный винт? Подбор - насколько это дорого? Что обозначают числа на ступице винта? Подробнее