Корабль-музей «Васа»
В Стокгольме есть уникальный музей единого корабля, который может показаться интереснее, чем любая обширная музейная экспозиция морской тематики, ведь это реально существовавшее судно «Vasa» - единственный сохранившийся до сих пор парусник 17 века.
«Vasa» как воплощение амбиций «Северного льва»
Боевой корабль «Васа» (назван в честь властвующей тогда шведской династии) был спущен на воду летом 1628 года и должен быть стать истинным флагманом морского флота Швеции, ведь создавался как самый крупномасштабный (водоизмещением в 1210 т) и наиболее тяжеловооружённый корабль на водных просторах балтийских стран. Длина корпуса «Vasa» - 69 м, а его ширина – 11,7 м. На борту этого впечатляющего своими масштабами корабля предусматривалось размещение 64 пушек, для обслуживания которых требовалось порядка трёхсот военных.
Инициатором создания «Васы» стал король Густав Адольф, считавшийся личностью невероятно амбициозной. Его высочество желал продемонстрировать всем соседям, что шведский флот может обладать вооружёнными тяжёлыми пушками боевыми кораблями, аналогов которых на тот момент ещё не существовало. И «Vasa» должна была стать первым таким судном, в котором смогли бы воплотиться все амбиции Густава.
Работы по созданию столь впечатляющего корабля шведского морского флота были начаты весной 1626 года на верфи Стокгольма. К работе было привлечено более 400 человек, в число которых вошли наиболее талантливые мастера-корабелы, плотники, кузнецы.
На строительство впечатляющей своими масштабами «Васы» ушло порядка 16 га дубового леса (т.е. свыше тысячи деревьев). После завершения всех строительных работ судно ещё долго укомплектовывали парусами, которые на тот момент в Швеции не шили, довольствуясь парусиной, заказанной у лучших мастеров Франции и Германии.
Не менее масштабов впечатлял и дизайн судна, корпус которого украсили позолоченными резными скульптурами. Одну только корму украшало более 700 скульптур, что также не могло не способствовать печальной участи, которая постигла «Васу» при спуске на воду.
В числе декоративных украшений этого шведского корабля были скульптуры самого короля Густава с грифонами, держащими его корону, римских императоров, изображение герба династии Васа и многочисленные русалки и тритоны. Удивительным образом в этом декоре переплелись библейские мотивы и сюжеты древнегреческих мифов.
Носовую часть украшал 4-хметовый позолоченный набалдашник в виде фигуры льва, весивший порядка 450 кг. Эта скульптура была весьма символичной, ведь самого Густава величали «Северным львом».
Роковая ошибка короля
Столь впечатляющий дизайн судна должен был наглядно демонстрировать мощь государства. Вот только стоит ли удивляться, что всё это величие оказалось обладающим не самыми лучшими мореходными характеристиками, и уже в первый же свой выход в море, пройдя всего-то 1,5 км пути, корабль «Vasa» пошёл ко дну.
Сильные порывы ветра наполнили паруса, и «Васа» сильно накренилась. После ослабления ветра, судно выровнялось и благополучно вышло из бухты. Но последующие порывы ветра вновь создали сильный крен, обладающее огромными мачтами судно легло на левый бок и стало идти ко дну.
На его борту в тот момент пребывало более сотни человек – члены экипажи и их семьи. Но благодаря тому, что кораблекрушение произошло всего в 100 м от побережья Стокгольма, большинству удалось спастись. Согласно историческим данным, число погибших тогда составило от 30 до 50 человек, хотя уйди бы корабль на большее удаление от берега, число жертв могло оказаться значительно выше.
Король Густав при спуске «Васы» не присутствовал, находясь на тот момент в Пруссии, но впоследствии дал приказ провести тщательное расследование для выяснения причин случившегося. Когда из сведений выжившего экипажа стало ясно, что причина крушения никак не связана с управлением судном, было решено, что к кораблекрушению привели ошибки, допущенные судостроителями. Если точнее, то в крушении «Vasa» оказался виновен … король, расчёты которого и были взяты за основу строительства судна.
Ширина корабля оказалась недостаточной при таком масштабном вооружении, что и стало причиной высокой неустойчивости судна на воде. Что любопытно, аналоги «Васы» впоследствии создавались уже с несколько большой шириной корпуса и исправно прослужили вплоть до середины 18 века. Ну, а виновников крушения «Васы» так и не определили, ведь кто же рискнёт сказать, что виновато Его величество.
Первые попытки поднять «Vasa» со дна были предприняты ещё в год её крушения. Особый интерес представляли находящиеся на судне пушки. Но все попытки поднять корабль, используя якоря, чтобы волоком протащить судно до столь близкого побережья, оказывались безуспешными.
Тогда было принято решение поднять со дна одни лишь пушки, но и эта задача оказалась не из простых. Лишь в 1658 году удалось поднять 54 пушки, после чего о затонувшем судне просто позабыли, причём настолько, что даже утратили точные координаты его крушения.
Возрождение корабля «Васа» из забвения произошло лишь спустя несколько столетий, когда в середине 50-х годов 20 века историей затонувшего судна заинтересовался археолог Андерс Францен. В августе 1956 года затерянное судно с прекрасно сохранившимся корпусом было обнаружено на дне морском вблизи Стокгольма.
Спасение и возрождение «Vasa»
Апрель 1961 года запомнился многим первым полётом человека в космос, но для жителей Стокгольма этот весенний месяц запомнился ещё и подъёмом со дна затонувшей «Vasa», что произошло 24-го числа. Поднятый со дна старинный корабль был полностью отреставрирован, после чего в августе 1990 года официально стал музеем и получил статус исторической ценности.
Причём от первоначальной конструкции осталось хорошо сохранившимися почти 95% всех элементов. Поспособствовали такой уникальной сохранности сами воды Балтийского моря, в которых не встречается распространённая на просторах южных морей ракушка-древоточец. Поэтому можно утверждать, что это единственный старинный корабль, полностью построенный из дерева, который прекрасно сохранился до наших дней.
Чтобы древесный корпус поднятого со дня судна не растрескался, пришлось создать специальный крытый док, куда была отбуксована «Vasa», и провести немало работ, чтобы окончательно решить вопрос консервации древесины. Не менее сложной оказалась работа и по восстановлению парусов судна.
Вокруг расположенного на стокгольмском острове Юргорден корабля было возведено трёхэтажное здание (мачты «Васы» так и возвышаются над ним), экскурсия по которому позволяет полюбоваться старинным кораблём со всех ракурсов. Кроме отреставрированного судна, в стенах этого морского музея можно полюбоваться на восковые фигуры членов экипажа, старинные пушки и многочисленные уменьшенные модели «Vasa», а также узнать историю поднятия корабля со дна.
И если в 17-м веке это судно не смогло послужить на благо страны, то теперь не канувшая в вечность «Васа» играет роль одной из главных достопримечательностей Стокгольма, которую за годы, прошедшие с момента открытия этого корабля-музея, посетило порядка 30 миллионов туристов.
Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Светлана
Метки: дизайн лодок 84 морские музеи 8 корабль Vasa 1 Швеция 3 исторические парусники 29
Комментарии 0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ
Все статьи и новости-
20.12.2016 Дизайн
Хорошо быть первооткрывателем! Особенно, если мечта о настоящих экспедициях и географических открытиях родилась еще в детстве. Собрал команду, загрузил в трюмы провизию, топливо и прочие припасы, и отправляйся покорять неизведанные земли. Подробнее
-
26.12.2016 Дизайн
Роскошный Royal Clipper является самым большим и быстроходным парусником на планете. Построили судно в 2000 году, а его прообразом стал великолепный корабль Preussen, рассекавший морские волны еще в начале XX столетия. Подробнее
-
29.05.2017 Дизайн
Среди самых знаменитых в мире яхт есть одна, история появления которой во многом определила развитие всей отрасли. Это шхуна «Америка», построенная для участия в регате под названием «Кубок 100 гиней». Подробнее
-
03.01.2017 Дизайн
Вот удивительно, как обычный для нас повседневный продукт сумел отказать влияние на развитие кораблестроения. Да, самый обычный чай, импортируемый из Индии и Китая в европейские страны, стал причиной развития быстрых судов, именуемых чайными клиперами, и появления чайных гонок. Подробнее