Шхуна «Америка»
Среди самых знаменитых в мире яхт есть одна, история появления которой во многом определила развитие всей отрасли. Это шхуна «Америка», построенная для участия в регате под названием «Кубок 100 гиней».
Примечательно, что это знаменитое судно, со строительства которого началось развитие американского яхтинга, никогда не было удостоено почестей, которых оно заслужило.
Рождение яхты «Америка»
Строительство яхты «Америка» было осуществлено в середине XIX столетия, в тот период истории, когда происходили первые демонстративные акты непослушания Нового Света. Соединенные Штаты всячески демонстрировали Старому Свету в лице Великобритании, что они следуют своим путем, не подчиняясь прежним хозяевам. Таким образом, строительство американцами нового судна для участия в международной регате, в первую очередь расценивалось, как политический акт.
Решение об участии шхуны в состязании было принято Джоном Стивенсом – командором яхт-клуба города Нью-Йорка. Примечательно, что в момент принятия этого решения до старта гонок оставалось всего 9 недель, и за это время нужно было успеть не только возвести яхту, но и найти финансирование на реализацию амбициозного проекта.Изначально было предложено отправить на парусные гонки лоцманскую шхуну под названием «Мери Тейлор», однако Джордж Стирс, ее создатель, сам отверг подобную идею. Талантливый дизайнер заявил, что берется создать за оставшееся до регаты время новое, более совершенное судно, обойти которое в открытом море не сумеет ни один корабль в мире.
Учитывая, что на момент принятие решения до гонок оставалось уже только 5 месяцев, такой шаг можно было назвать крайне рискованным. Однако Стирс, не имевший даже начального школьного образования, получил заказ на строительство яхты и лично разработал ее дизайн.Воплотить его идею в жизнь взялся Уильям Браун – богатейший судостроитель и житель Нью-Йорка. Браун был настолько уверен в успехе предприятия, что даже официально обязался взять на себя все расходы, пущенные на строительство судна, в случае его поражения в предстоящей регате.
Яхта «Америка» была торжественно спущена на воду 3 мая 1851 года. Испытания показали, что она уступает в скорости швертботу «Мария», однако легко обгоняет другие яхты. Таким образом, было принято решение допустить шхуну «Америка» к участию в парусной регате.Кубок 100 гиней – начало золотой эпохи яхтинга
В середине XIX века настоящей владычицей престижного парусного спорта была Великобритания. В гонках «Кубок 100 гиней» участвовали исключительно члены королевского яхт-клуба, а также некоторые приглашенные судна. Местом проведения регаты был остров Уайт, вокруг которого должны были пройти участники соревнования. Примечательно, что центр британского яхтенного спорта находится в этом месте и по сей день.
Свое название регата получила не случайно – дело в том, что призовой кубок, вручавшийся победителю, был приобретен за 100 гиней маркизом де Англси у ювелира Гаррада. Интересен тот факт, что кубок не имеет дна – сделано это было по просьбе самой королевы, которая не желала наблюдать, как победители регаты после награждения пьют из врученного им драгоценного сосуда спиртные напитки.В июне 1851 года шхуна «Америка», с экипажем из шести человек на борту, отправилась из Нью-Йорка к берегам Великобритании. Длинный трансатлантический переход стал своеобразной тренировкой перед ответственным испытанием, и во время этого путешествия яхта показала отличный результат – средняя скорость судна составила 12 узлов.
Пока шхуна пересекала Атлантику, Джон Стивенс уже пребывал в Париже и закупал лучшие закуски и напитки для празднования победы, в которой он ни на секунду не сомневался. Команда яхты «Америка» также была полна энтузиазма, а вера сограждан в успех предприятия еще больше мотивировала моряков на победу. Что касается англичан, то они с некоторым скептицизмом отнеслись к факту участия американцев в состязании, и не придавали ему особого значения. Как оказалось впоследствии, совершенно напрасно.И все же, почти в последний момент, британцы решили провести небольшую разведку – под видом сопровождения к американцам, которые подходили к острову Уайт, была послана яхта «Лаверок». Таким способом хозяева регаты хотели убедиться, что судно соперников не имеет шансов на победу. Американцы не смогли сдержаться в такой момент, и их яхта сильно опередила британскую шхуну.
Встречать ее порту собралось все руководство королевского яхт-клуба. Они настолько были впечатлены продемонстрированными качествами заокеанской яхты, что даже задумались о том, под каким предлогом лучше всего не допустить судно к соревнованиям, чтобы не стать посмешищем своей собственной регаты. Стивенс, узнавший об этом, опубликовал разгромную статью в местной газете, после чего «Америка» была допущена к состязаниям.Долгожданная победа и дальнейшая судьба яхты
Наблюдать за ходом регаты собралась самая разношерстная публика. Присутствовала на данном мероприятии и королева. В соревновании принимало участие 15 яхт, стартовавших ровно в 10 часов утра после сигнального выстрела. Пока 14 кораблей стремительно набирали скорость, «Америка» продолжала стоять на месте – оказалось, ее якорь зацепился случайно за дно.
После некоторых усилий команды судно все же ринулось с места, догоняя своих соперниц. Под руководством опытного штурмана яхте удалось преодолеть значительное расстояние между ней и другими участниками, кроме того, на помощь пришел внезапный штиль – убийственный для других шхун, и крайне благоприятный для «Америки», из-за ее уникальной конструкции.
В итоге, четыре судна сошли с дистанции, а главного конкурента американцев вытолкнуло на берег. Еще два корабля столкнулись друг с другом. Экипаж из Нью-Йорка пришел первым, оставив далеко позади остальных участников. Американцы ликовали и праздновали победу.После соревнований шхуна была продана за сумму, равную той, что была потрачена на ее строительство, а кубок 100 гиней увезли в Штаты, где он и находился целых 132 года. К сожалению, «Америка», как и многие другие легендарные яхты, не «дожила» до наших дней. После смены нескольких хозяев она развалилась на куски во время Второй мировой войны.
Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Светлана
Метки: легендарные яхты 15 регаты 33 шхуна «Америка» 1 исторические парусники 29 дизайн лодок 84 парусные гонки 49 Кубок Америки 5
Комментарии 0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ
Все статьи и новости-
07.09.2020 Дизайн
Парусные яхты даже в эпоху высокоразвитых технологий и сверхскоростных катеров и суперяхт остаются классикой в мире гонок и отдыха под парусами. Они не утрачивают своей привлекательности и всё также обретают новых и новых поклонников. Подробнее
-
20.12.2016 Дизайн
Хорошо быть первооткрывателем! Особенно, если мечта о настоящих экспедициях и географических открытиях родилась еще в детстве. Собрал команду, загрузил в трюмы провизию, топливо и прочие припасы, и отправляйся покорять неизведанные земли. Подробнее
-
03.01.2017 Дизайн
Вот удивительно, как обычный для нас повседневный продукт сумел отказать влияние на развитие кораблестроения. Да, самый обычный чай, импортируемый из Индии и Китая в европейские страны, стал причиной развития быстрых судов, именуемых чайными клиперами, и появления чайных гонок. Подробнее
-
16.02.2017 Люди и море
Яркие коробочки с чаем «Липтон» можно приобрести в любом супермаркете. Беря с полки очередную упаковку чая и отправляя ее в корзину, современные люди вряд ли задумываются о судьбе этого популярного бренда и о его удачливом основателе - чайном рыцаре Томасе Липтоне. Подробнее