Гоночные яхты класса Звёздный
Гоночные яхты класса «Звёздный» появились на заре 20 века и вплоть до недавнего времени неизменно входили в число участников Олимпийских игр.
Но говорить об окончательном закате их эпохи пока ещё всё же рано, ведь популярность этого класса, подарившего миру множество чемпионов, весьма велика, чтобы погаснуть в один миг.
«Звёздный» успех
«Звёздный» (в оригинале – «Star») – небольшая гоночная килевая яхта-монотип, предусматривающая управление экипажем из 2-х человек. История этого класса яхт насчитывает более сотни лет, а его название неизменно вызывает ассоциации с поистине звёздным успехом на мировой арене парусного спорта.
Зарождение и становление яхтенного класса «Звёздный» неразрывно связывают с именами трёх американских яхтсменов – Курри, Гарднера и Элдера. Если же быть точнее, то всё началось с желания увлечённого парусным спортом Курри сделать парусные гонки более доступными для широкой общественности. И первым шагом на пути к реализации этой мечты стало создание в 1906 году Вильямом Гарднером небольшой килевой лодки «Малыш» – предшественника будущего «Звёздного».
После пары лет хождения на такой лодке было принято решение о необходимости незначительного увеличения её первоначальной длины для удобства управления ею. Основная форма корпуса была сохранена, а размер лодки при этом увеличен. Так и родилась яхта класса «Звёздный», первые гонки которой состоялись уже в конце мая 1911 года. Именно этот год считается и датой рождения нового класса гоночных яхт.
Новая яхта пользовалась повышенным спросом, и только за первый год было выпущено 22 «Star», а к 1922 году в американских яхт-клубах насчитывалось уже более сотни лодок этого класса. В 1922-м было проведено первенство США в этом классе яхт, а спустя год прошли и первые соревнования международного формата.
Всё это стало весомыми основаниями для создания Ассоциации класса яхт «Звёздный», к чему приложил немало усилий Георг Элдер. Американский яхтсмен загорелся идеей объединить всех владельцев яхт нового класса, как только сам приобрёл такую гоночную яхту, и именно он был бессменным руководителем международной организации класса «Звёздный» на протяжении 25 лет.
Особенности «звёздной» конструкции
Яхты класса «Звёздный» - строгий монотип с требованием идеального соответствия установленным правилам. Максимальная допустимая длина яхты – 6,9 м при ширине корпуса в 1,7 м, а осадка равняется 1 м. Общая площадь парусного вооружения составляет 26,5 кв.м. При этом установка спинакера на «Звёздном» не предусмотрена.
Первоначально эта лодка представляла собой гафельный шлюп, который в 1921 году был преобразован в бермудский. Размер каждого паруса строго зафиксирован в правилах и не подлежит замене иным.
При этом паруса могут быть пошиты из любой ткани и не имеют ограничения по весу, а правила не ограничивают рулевого яхты в настройках парусного вооружения на свой лад для обеспечения максимальных ходовых характеристик судна. Небольшая яхта класса «Звёздный» спроектирована таким образом, что запросто может успешно конкурировать с любой большой, перегруженной парусным вооружением, килевой яхтой.
Идеально спроектированный корпус «Звёздного» за годы существования этого класса фактически не изменялся, а вот конструкция со временем претерпела некоторые изменения. В частности, была удлинена мачта и укорочен гик, так что ещё в 1929 году «Звёздный» приобрёл свой современный вид.
До конца 60-х годов для строительства корпуса использовали дерево и фанеру на дубовых шпангоутах. Первые яхты этого класса с корпусом из стеклопластика были разработаны американской верфью в 1966 году.
Современные «звёздные» яхты обладают корпусом из стеклопластика, оснащены гибкой алюминиевой мачтой и успешно конкурируют с иными гоночными лодками, созданными в последние годы. Современным фаворитом по производству корпусов яхт класса «Звёздный» считается австралийская компания «Мадер», тогда как пальма первенства по разработке парусного вооружения для этих гоночных лодок принадлежит американской фирме «Норт», которая основана четырёхкратным чемпионом в этом классе и олимпийским призёром Лоуэлом Нортом.
Не сдающийся «олимпиец»
В 1933 году яхты класса «Звёздный» получили право на участие в Олимпийских играх, войдя в состав «олимпийцев» ещё ранее, чем созданный примерно в тот же период «Дракон». Кроме того, это единственный класс яхт, который, будучи исключённым из разряда олимпийских, смог вновь вернуться в строй.
В 1972 году посчитали, что «Звёздный» требует замены и исключили этот класс из числа «олимпийцев». Поэтому в 1976 году эти яхты уже не принимали участия в Играх. Но даже после исключения из олимпийской категории яхты этого класса, весьма полюбившиеся яхтсменам, не исчезли с арены и не утратили своей популярности, всё так же принимая участие в различных соревнованиях и регатах.
В итоге в 1980 году «Звёздный» вновь вернули на олимпийскую арену, где он и оставался вплоть до недавнего времени. Лишь в 2011 году его посчитали довольно устаревшим классом, не соответствующим уровню Олимпийских игр – слишком тяжёлым и медлительным.
По числу чемпионов это действительно самый настоящий «звёздный» класс, ведь из десяти лодок семь обычно принадлежат гонщикам-чемпионам. Именно на «Звёздном» советские яхтсмены впервые в истории парусного спорта СССР завоевали золото на Олимпиаде. К тому же, это единственная яхта, позволявшая яхтсменам в возрасте «за 30-ть» претендовать на победу. Так, Валентин Манкин стал олимпийским чемпионом в 40 лет, выступая именно на яхте этого класса.
«Звёздный» – отличная гоночная лодка, все особенности которой уже давно учтены яхтсменами. Поэтому разница по скорости между соперниками в этом классе невысока, и всегда интересно наблюдать за гонками этих яхт, которые, обладая вековой историей, ещё не стоит списывать со счетов как пережиток прошлого.
Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Светлана
Метки: дизайн лодок 84 парусные гонки 49 класс яхт Звёздный 1 классификация яхт 3 классы яхт 3 парусные яхты 21 парусный спорт 51
Комментарии 0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ
Все статьи и новости-
23.09.2016 Дизайн
«Дракон» – класс парусных гоночных яхт, зародившийся на заре 20 века и до сих пор не утративший своей актуальности. Эти лодки с 1972 года лишились статуса олимпийского класса, но всё же сохранили свой особый престиж и популярность в кругах истинных ценителей классических гоночных яхт. Подробнее
-
05.10.2016 Дизайн
«Финн» – класс одноместных гоночных яхт-монотипов, считающихся одними из наиболее престижных среди «олимпийцев». Этот швертбот покорил сердца многих известных яхтсменов, и именно под его парусом обычно пролегает путь к наградам спортсменов-одиночек в парусном спорте. Подробнее
-
06.06.2018 Люди и море
Тогда как большинство отдаёт предпочтение покупке моторных яхт, некоторые владельцы парусных лодок настолько влюблены в прогулки и гонки под парусами, что ни за что не согласятся променять свои парусники на современные моторные суперяхты. Подробнее
-
12.12.2016 Дизайн
Изящная и стремительная! Такими эпитетами можно охарактеризовать уникальную российскую яхту, носящую гордое имя «Акела». Подробнее