Парусник «Катти Сарк»
Три мачты, тысячи квадратных метров белоснежных парусов, 85 метров от кормы до бушприта, более 50 метров высота от ватерлинии до топа грот-мачты, сотни метров канатов и десятки голоторсых матросов на борту…
Все это – знаменитый исторический парусник «Катти Сарк», вошедший в историю как самый быстроходный клипер XIX века.
«Чайные гонки»
История парусника началась в 1869 году, когда он 23 ноября был спущен на реку Клайд. В то время Британия была охвачена модой на чаепитие, и импортеры китайского чая получали немалые прибыли. Владелец судна, Джон Уиллис, собирался использовать парусник именно для этих целей. Конструктивно клипер имел наивысшие оценки судостроителей тех времен и подавал большие надежды, но годом ранее на воду было спущено ещё одно судно - «Фермопилы». Оно стало главным конкурентом «Катти Сарк» в "чайном состязании".
Соревнования среди чайных клиперов проводились с 1859 года. Одновременно корабли со свежим урожаем чая на борту начинали свой путь в Шанхае и финишировали в Лондоне, не заходя в порты. Умение капитана и команды управляться с судном, многолетняя морская практика и удача приносили хорошие доходы - победитель в гонке получал большую премию, да и свежий чай стоил дороже.
Удача не была благосклонна к «Катти Сарк». Дважды она занимала третье место, но прославилась в гонке 1872 года, состязаясь с клипером «Фермопилы» на скорость. Оба парусника попали в шторм, и «Катти Сарк» потеряла руль. Капитану Моуди удалось удерживать корабль на нужном курсе благодаря плавучему якорю, а в это время судовой плотник мастерил новый руль. На палубе была разбита кузница, работа буквально кипела, ведь морские волны гуляли под ногами мастеров.
8 суток люди и море боролись в неравном бою. Однажды даже опрокинулся горн, а кузнеца чуть не убило брусом из раскаленного железа, но чайный клипер и его экипаж не сдались. 18 октября 1872 года они достигли берегов Англии, всего на неделю отстав от «Фермопила». Путешествие заняло 122 дня и принесло всемирную известность «Катти Сарк» благодаря несгибаемой воле к победе её капитана.
Причалила навечно
Прогресс неутомим, и парусники были вытеснены с китайских и индийских линий пароходами. Чай стали продавать купированный, то есть смешанный из разных сортов. Он имел постоянный аромат и насыщенный вкус, а его запасы пополнялись неспешно и круглогодично. В итоге надобность в чайных гонках на клиперах отпала сама собой.
Но противостояние «Катти Сарк» и «Фермопила» не завершилось. Оно длилось на протяжении 25 лет. Клипера стали возить в Англию шерсть из Австралии. В одном из таких плаваний парусник лишился всех своих мачт. На этой линии был установлен рекорд скорости парусных суден: «Катти Сарк» летела по волнам, словно белоснежное облако по небу, со скоростью 15 узлов.
История легендарного парусника сложилась чертовски удачно - это единственный чайный клипер, доживший до наших дней. Судно неоднократно переходило из рук в руки и меняло облик. В 1922 году оно попало к капитану Уилфреду Доумену, который вернул ему изначальный дизайн и прежний вид и стал обучать на нем моряков, курсируя вдоль берегов Англии.
В 1954 году чайный клипер стал на стоянку в сухой док Гринвича. Теперь это музей, который пользуется невероятной популярностью у туристов.
Испытание огнем
Но и на этом приключения «Катти Сарк» не завершились...
Утром 21 мая 2007 года корабль охватило неистовое пламя. До того, как пожар удалось затушить, было уничтожено 75% деревянной обшивки судна. Как выяснилось позднее, причиной инцидента стал невыключенный пылесос.
В 2012 году королева Елизавета снова открыла восставший из пепла клипер «Катти Сарк» для посещения. На его ремонт ушло 50 млн фунтов и 5 лет кропотливой работы лучших мастеров королевства.
Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Светлана
Метки: путешествие 243 чайные гонки 4 Клипер Катти Сарк 1 исторические парусники 29
Комментарии 0
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ
Все статьи и новости-
26.12.2016 Дизайн
Роскошный Royal Clipper является самым большим и быстроходным парусником на планете. Построили судно в 2000 году, а его прообразом стал великолепный корабль Preussen, рассекавший морские волны еще в начале XX столетия. Подробнее
-
31.01.2017 Дизайн
Есть ли у подростков 21 века шанс вырваться из безграничного мира Интернета и почувствовать себя пятнадцатилетним капитаном на настоящем фрегате, рассекающим волны в бескрайнем море? А есть ли у взрослых шанс реализовать детскую мечту? Подробнее
-
29.04.2017 Дизайн
История мореплавания знает немало прекрасных и быстрых кораблей, которые оставили после себя значительный след, как незаменимые помощники в морском деле определенной страны. Речь идет о великолепном британском паруснике «Фермопилы», названном в честь живописного греческого ущелья. Подробнее
-
07.07.2016 Дизайн
Величие, стойкость, непреклонность и непобедимость русского флота отражает в себе легендарный барк «Седов». За свою почти вековую историю он заслужил уважение моряков всего мира. Подробнее